Моя самая любимая игра "алькерк" (в переводе с арабского это название означает "крепость") напоминает современные шашки, а еще сражение за цитадель, ожесточенную битву строй на строй в каком-то ограниченном пространстве (В начале на доске свободна только одна клетка - в центре). И ты действительно можешь идти только вперед - назад пути по определению не остается.
В другой очень распространенной в Средневековье игре под названием мельница" (ближайший современный аналог "крестики-нолики", только здесь правила сложнее) внезапно обнаружился чудесный психологический момент - когда у кого-то из игроков остается всего три фишки, он получает полную свободу действий и может ставить их куда угодно, а не передвигать по линиям. Соответственно, может быстрее строить линии и снимать с поля чужие фишки. Порой так даже удается выиграть) Чем не последний бой - с возможностью если не победить, то хотя бы уйти достойно?